Понедельник, 06.07.2020, 04:24
МЕДВЕДЕВУ.РУ
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • В России и в мире
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!


  • Опрос
    Самая проблемная сфера в России, по-Вашему:
    Всего ответов: 2675
    Сообщество
    Архив писем
    Из форума
  • Круглый стол с академиками (1820)

  • Почему отменили выборы судей и советские судебные законы? (0)

  • spherical concretions (5)

  • Конкреционная модель планеты Земля (6)

  • Глобальное изменение климата (26)

  • Календарь
    «  Июнь 2020  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Объявления


    Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 5
    Пользователей: 1
    Arthursep
    Карта посещений
    Locations of visitors to this page
     
    Главная » 2020 » Июнь » 1 » О необходимости частичной или полной декриминализации публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации
    О необходимости частичной или полной декриминализации публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации
    01:17
    Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
    Существует необходимость декриминализации деяния, предусмотренного ст. 207.2 УК РФ, устанавливающего ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека, смерть человека или иные тяжкие последствия, не повлекшего причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, или введения в нее четких, справедливых и точно определенных по степени опасности минимальных критериев причиненного по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью как условий уголовной ответственности по данной статье, либо полной декриминализации деяния, предусмотренного данной нормой УК, поскольку в ст. 207.2, введенной ФЗ от 01.04.2020 N 100-ФЗ, установлена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека либо наступление иных тяжких последствий. При этом причинение по неосторожности любого вреда здоровью совершением указанного деяния (легкого, средней тяжести или тяжкого) влечет ответственность по ч. 1 ст. 207.2, предусматривающей несколько видов наказаний, включающих максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, а причинение по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий - по ч. 2 ст. 207.2, предусматривающей ряд видов наказаний, включающих наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
    В ст. 207.2 УК РФ разделены понятия вреда здоровью и тяжких последствий, что исключает квалификацию причинения по неосторожности вреда здоровью любой тяжести любому количеству людей по ч. 2 ст. 207.2, по которой квалифицируются причинение по неосторожности смерти или наступление иных тяжких последствий. Под иными тяжкими последствиями понимаются последствия, сопоставимые со смертью человека, к которым в части норм УК РФ может пониматься и причинение тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам, но в данной норме все случаи причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью исключены из перечня тяжких последствий и не могут быть учтены наравне со смертью человека.
    При этом за причинение вреда здоровью любой степени тяжести в ч. 1 ст. 207.2 УК РФ и целом ряде других норм УК РФ предусмотрены равные пределы назначения наказаний, нормы, предусматривающие равные или различные меры наказаний за причинение по неосторожности вреда здоровью различной категории тяжести, распределены в УК РФ произвольно, а нормы, предусматривающие отдельную уголовную ответственность за причинение по неосторожности легкого вреда здоровью человека, в УК РФ отсутствуют, поэтому во всех нормах, предусматривающих ответственность за причинение по неосторожности любого вреда здоровью, легкий вред здоровью учитывается наравне с более тяжким вредом без четкого различия мер наказания по степени тяжести причиненного вреда здоровью человека.
    Исключение вреда здоровью из перечня тяжких последствий в ст. 207.2 и ряде других норм УК РФ и отсутствие разделения мер наказания за причинение по неосторожности легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью в части норм УК РФ не учитывает высокую степень опасности массового причинения вреда здоровью людей и отнесение к тяжкому вреду здоровью человека существующими методиками любого вреда, начиная от перелома плечевой кости, переломов нескольких костей рук или переломов со смещением, и заканчивая потерей конечностей, ряда других органов, потеря которых не приводит непосредственно к смерти, или восприятия действительности, параличом и другими наиболее опасными для жизни травмами или заболеваниями. Это указывает на необходимость четкого разделения мер ответственности и наказаний за причинение по неосторожности вреда здоровью различной степени тяжести и четкого распределения любых тяжких последствий по степени общественной опасности, а также разделение по степени общественной опасности мер наказаний за неосторожное и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, представляющего различную степень опасности для жизни человека.
    Внесение изменений, указанных в обращении, в ст. 207.2 УК РФ необходимо, учитывая различную степень опасности причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека и причинения вреда здоровью различному числу людей, а также сильно различающуюся степень опасности причинения тяжкого вреда здоровью различной степени тяжести и сложность установления причинно-следственной связи между распространением заведомо ложной информации и причинением вреда здоровью человека, смертью человека или иными тяжкими последствиями, которая может повлечь произвольное обвинение или оправдание лиц, распространяющих указанную информацию, и ограничение свободы распространения информации, означающее фактическое введение цензуры, нарушающее положения Конституции РФ и основные конституционные права человека и гражданина.
    Наличие ответственности именно за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, существенно осложняет привлечение к ответственности лиц, распространяющих заведомо ложную информацию, учитывая невозможность привлечения к ответственности за распространение такой информации в случаях, если отсутствуют указания на ее достоверность или прямой умысел на распространение именно ложной информации под видом достоверной, поэтому лицо, совершившее данное деяние может отрицать умысел на распространение ложных сведений под видом достоверных, а кажущееся достоверность сведений может осложнить доказательство их ложности и, тем более, заведомой ложности.
    Наличие уголовной ответственности за деяние дает уполномоченным органам большой перечень полномочий, ограничивающих права человека и гражданина (права на обыск жилища, на проникновение в жилище во время преследования подозреваемых в совершении преступления или для пресечения преступления в жилище и т.п.), и юридически ограничивает права человека на поступление на определенные виды работы или службы и целый ряд других законных прав, фактически ограничивая многие права человека и гражданина, поэтому необходимо четкое разграничение преступлений и правонарушений по степени опасности, исключающее произвольное отнесение деяний к преступлениям.
    Минимальные критерии уголовной ответственности за противоправные деяния, совершенные по неосторожности, включая минимальный вред здоровью человека или иной вред, опасный для его здоровья, соответствующие степени опасности конкретных неосторожных деяний, в УК РФ отсутствуют, что влечет произвольное распределение неосторожных деяний, не отнесенных к преступлениям, и указанных деяний, являющихся преступлениями.
    Деяние, предусмотренное ст. 207.2 УК РФ, не повлекшее причинения вреда здоровью человека и иных опасных последствий, указанных в данной норме, квалифицируется по ст. 207.1 УК РФ или по ч. 9, 10 - 11 ст. 13.15 КоАП РФ, если оно заключается в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.
    В нормах Особенной части УК РФ многие умышленные и неосторожные преступления распределены произвольно и часто не соответствуют степени общественной опасности конкретных деяний, что нарушает принцип справедливости. В частности, уголовная ответственность установлена в нормах Особенной части УК за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 1 ст. 118 УК РФ) или вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК РФ), неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ч. 1 ст. 124 УК РФ), уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ), небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 224 УК РФ), незаконное осуществление частной медицинской или фармацевтической деятельности, повлекшее причинение по неосторожности вреда здоровью человека или его смерть (ст. 235 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека (ст. 236 УК РФ), и за значительное число других деяний, минимальным условием уголовной ответственности за большую часть которых является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, и только небольшая их часть отнесена к преступлениям в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного ущерба или иного вреда.
    Данная часть неосторожных преступлений отличается от указанных преступлений, уголовная ответственность за которые наступает только, если имеет место причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, не степенью опасности, а их совершением в определенных случаях, которые могут не свидетельствовать о степени опасности противоправного деяния, достаточной для криминализации деяния, повлекшего по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо имущественного вреда. При этом минимальные условия уголовной ответственности за отдельные противоправные деяния четко не определены и являются оценочными критериями привлечения к уголовной ответственности. Данные критерии привлечения к уголовной ответственности противоречат положениям ст. 2 и 19 Конституции РФ, поскольку влекут привлечение к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 207.2 УК РФ и ряду других норм УК РФ за неосторожное причинение легкого вреда здоровью одному или нескольким людям, либо большому количеству людей, и не допускают его в случаях совершения многих других деяний, повлекших причинение по неосторожности легкого и (или) средней тяжести вреда здоровью людей, представляющих не меньшую опасность, чем деяния, влекущие уголовную ответственность в случаях причинения по неосторожности средней тяжести или легкого вреда здоровью человека, что нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, и равенства всех перед законом и судом.
    ФЗ от 01.04.2020 N 100-ФЗ, которым усилена ответственность по ст. 236 УК РФ, не учитывается степень опасности и сложность доказуемости как наступления по неосторожности массового заболевания или отравления людей, так и умышленного создания угрозы наступления данных последствий, которое приравнено по наказаниям к наступлению по неосторожности массового заболевания или отравления людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), поскольку данные деяния не представляют большой степени опасности, если причиненный вред здоровью не является тяжким или не влечет наиболее негативных последствий для человека, государства или общества, а отсутствие причинения вреда здоровью, при наличии угрозы его причинения, не может быть равным по степени опасности причинению вреда здоровью человека, а криминализация угрозы может влечь распространение случаев незаконного или несправедливого привлечения различных лиц к уголовной ответственности и назначение несправедливых строгих наказаний. Это требует более четкого распределения наказаний в ст. 236 УК РФ.
    Фактически не влечет уголовной ответственности, совершенное при отсутствии вышеуказанных случаев, причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью двух или более лиц либо многих людей, которое может быть совершено в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения насилия, опасного для здоровья человека, и может повлечь наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
    Таким образом, наблюдается несистемный подход законодателя к распределению по степени опасности умышленных и неосторожных деяний, которые не влекут уголовной ответственности, и неосторожных преступлений.
    Такой подход нарушает принцип справедливости, поскольку наличие уголовной ответственности за все виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью и ее отсутствие за большинство видов причинения по неосторожности легкого и средней тяжести вреда здоровью влекут искусственное разделение правовых последствий для лиц, причинивших по неосторожности вред здоровью, отнесенный к вреду здоровью средней тяжести по максимальным критериям, и лиц, причинивших по неосторожности вред здоровью отнесенный к тяжкому по минимальным критериям. По действующим медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, максимальный вред здоровью средней тяжести чисто формально отличается от минимального тяжкого вреда. Поэтому такое разделение мер ответственности не учитывает фактической степени опасности причиненного вреда и всех случаев, свидетельствующих о повышенной общественной опасности неосторожного причинения вреда здоровью.
    В уголовном законодательстве России и РСФСР общая уголовная ответственность за неосторожные причинение легких телесных повреждений и легкого вреда здоровью человека предусматривалась до 1960г., при этом уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее неосторожное причинение легких телесных повреждений, была отменена только в 1968 году, а уголовная ответственность за нарушения правил проведения ряда видов работ и нарушения некоторых других правил, повлекшие причинение по неосторожности легкого вреда здоровью, предусматривалась в УК РСФСР 1960г. до его отмены в 1996 году.
    Общая уголовная ответственность за причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности или вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей была отменена в РФ в 2003 году, при этом в 2003 и 2004 годах была отменена и специальная уголовная ответственность за большинство нарушений различных правил, повлекших причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью.
    Общая уголовная ответственность за неосторожное причинение любого вреда здоровью человека предусмотрена в УК многих стран мира, в которых неосторожное причинение легких или более тяжелых телесных повреждений отнесено к преступлениям или уголовным проступкам.
    Общая уголовная ответственность за неосторожное причинение средней тяжести вреда здоровью человека предусмотрена в УК большинства стран СНГ, в которых неосторожное причинение средней тяжести вреда здоровью отнесено к преступлениям или уголовным проступкам Уголовная ответственность за неосторожное причинение легкого вреда здоровью в данных УК возможна только в случаях, специально ими предусмотренных.
    В УК КНР предусмотрена общая ответственность за неумышленное причинение серьезной травмы и специальная ответственность за неосторожное причинение серьезного или любого вреда здоровью в различных случаях.
    Неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью человека в настоящее время является минимальным условием общей уголовной ответственности за причинение вреда здоровью человека по неосторожности в УК Эстонии, Туркменистана, Кыргызстана и Монголии, но в специальных случаях, предусмотренных данными УК, возможна уголовная ответственность и за неосторожное причинение меньшего вреда здоровью человека.
    Общая уголовная ответственность за неосторожное причинение вреда здоровью человека любой степени тяжести была полностью отменена в УК Кыргызстана с 2007 по 2019 год, но в случаях, специально предусмотренных УК КР, возможна уголовная ответственность и за неосторожное причинение как тяжкого, так и меньшего вреда здоровью человека.
    В новом УК КР, вступившим в силу с 1 января 2019 года, повторно криминализировано неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенного при любых обстоятельствах.
    Криминализация неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью в странах мира обусловлена повышенной опасностью неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью, дающей основания для его признания общественно опасным деянием, запрещенным уголовным законом под угрозой наказания.
    Криминализация неосторожного причинения меньшего вреда здоровью должна быть обусловлена только максимальной опасностью его причинения в конкретных случаях, указывающих на наступление тяжких последствий в результате его причинения (причинение по неосторожности вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, а также его причинение по неосторожности, повлекшее наступление тяжких последствий), или возникновение непосредственной угрозы наступления наиболее тяжких последствий (гибели многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью).
    Криминализация неосторожного причинения иного вреда должна быть обусловлена только максимальной опасностью его причинения в конкретных случаях, указывающих на наступление тяжких последствий в результате его причинения (причинение по неосторожности имущественного вреда в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения насилия, а также его причинение по неосторожности, повлекшее лишение потерпевшего или других лиц средств к существованию, смерть человека либо причинение тяжкого вреда его здоровью или наступление иных тяжких последствий), или возникновение непосредственной угрозы наступления наиболее тяжких последствий (гибели многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью).
    Для правильного разделения преступлений и иных правонарушений по признаку общественной опасности необходимо введение общих минимальных размеров причиненного вреда, определяющего общественную опасность деяния, как для неосторожных, так и для умышленных преступлений.
    Наличие в санкции ч. 1 ст. 207.2 УК РФ наказания в виде лишения свободы на срок до 3 лет не влечет таких негативных правовых последствий для подозреваемого, обвиняемого или осужденного, какие влечет наличие в ч. 2 ст. 207.2 лишения свободы на срок более 3 лет и какие влекло наличие в санкциях различных норм УК РФ лишения свободы на срок до 3 лет до 2011 года, поскольку наличие в санкции нормы о преступлении наиболее строгого наказания в виде лишения свободы на срок более 1 года до 2001 года означало наличие права на применение к подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу без учета исключительных обстоятельств, исключавших применение данной меры пресечения по делам о преступлениях, влекущих не более 1 года лишения свободы, согласно положениям УПК РСФСР 1960г. Перечень данных исключительных обстоятельств в УПК РСФСР предусмотрен не был.
    Применение задержания по подозрению в преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в случаях, исключающих применение меры пресечения в виде заключения под стражу, запрещено только с 1 июля 2002 года положениями УПК РФ 2002г., а задержанный, в отношении которого установлены данные обстоятельства, подлежит немедленному освобождению. При этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы, при котором запрещено применение меры пресечения в виде заключения под стражу, если отсутствует любой из четырех исключительных случаев, был увеличен в УПК РСФСР в 2001 году до 2 лет, а в УПК РФ в 2012 году - до 3 лет. К исключительным случаям с 2001 года отнесены: отсутствие у подозреваемого или обвиняемого постоянного места жительства на территории РФ, неустановление его личности, нарушение им ранее избранной меры пресечения, или если он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
    Запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу является запретом и на применение мер пресечения в виде, домашнего ареста или залога.
    Наличие наказания в виде лишения свободы на срок более 3 лет в санкции ч. 2 ст. 207.2 УК РФ означает наличие права на применение к подозреваемому или обвиняемому в данном преступлении задержания по подозрению в его совершении и мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога. При этом заключение под стражу в вышеуказанных исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более 3 лет, или по делам о преступлениях, за которые предусмотрено лишение свободы на срок более 3 лет, разрешено только при невозможности применения к лицу иной, более мягкой меры пресечения.
    С 2011 года установлен запрет на назначение наказания в виде лишения свободы за преступление небольшой тяжести (деяния, предусматривающие не более 3 лет лишения свободы), если оно совершено впервые и отсутствуют отягчающие вину обстоятельства.
    Наступление тяжких последствий не является отягчающим вину обстоятельством, если оно отнесено к криминообразующим или квалифицирующим признакам преступления, поскольку в случае, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания, согласно положениям ч. 2 ст. 63 УК РФ.
    Поэтому осужденному по ч. 1 ст. 207.2 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы (как реального, так и условного), если данное преступление совершено впервые или отсутствуют тяжкие последствия, наступившие в результате причинения по неосторожности вреда здоровью человека, либо иные отягчающие вину обстоятельства.
    ФЗ от 18.03.2019 N 27-ФЗ введена административная ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации, создавшее угрозу причинения вреда, если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 9, 10 - 11 ст. 13.15 КоАП РФ). Административной ответственности по ч. 9 и 10 и 11 ст. 13.15 КоАП РФ подлежат граждане, должностные лица и юридические лица. При этом в ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ первоначально предусматривалась ответственность за распространение указанной заведомо недостоверной информации, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, либо совершенное повторно. Поэтому имела место декриминализация причинения по неосторожности смерти человеку или тяжкого вреда его здоровью путем распространения определенной в ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ заведомо недостоверной информации, но без внесения корреспондирующих изменений в нормы УК РФ об уголовной ответственности за причинение смерти или тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности (ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ), необходимых для четкого разделения мер административной и уголовной ответственности за противоправные деяния.
    ФЗ от 1 апреля 2020г. N 99-ФЗ введена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ). Ответственности за данное деяние подлежат граждане, должностные лица и юридические лица, но изменения в ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ не внесены, поэтому критерии разграничения административной ответственности физических лиц и уголовной ответственности за неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку не определены.
    ФЗ от 1 апреля 2020г. N 99-ФЗ введена административная ответственность и за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, и за распространение в них заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи (10.1, 10.2 и 11 ст. 13.15 КоАП РФ). Данной ответственности по ч. 10.1 и 10.2 КоАП РФ подлежат только юридические лица, но по ч. 11 сохраняется ответственность граждан и должностных лиц, что позволяет правильно разграничить меры административной и уголовной ответственности за данные деяния, совершенные впервые (в особенности, если они повлекли смерть человека или причинение вреда его здоровью), учитывая отсутствие уголовной ответственности юридических лиц, при наличии административной ответственности как физических, так и юридических лиц, но требует корректировки положений ч. 11 ст. 13.15 КоАП РФ, учитывая наличие в ней обобщающей формулировки о повторности совершения деяний, предусмотренных ч. 10, 10.1 и 10.2 ст. 13.15, и ответственности физических и юридических лиц, определяющей равные размеры наказаний (штрафов) для каждой категории физических лиц (граждан и должностных лиц) и юридических лиц, независящие от наступления тяжких последствий и степени их тяжести, что нарушает принципы высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2 Конституции РФ), и равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), поскольку установление наиболее строгих административных наказаний за вышеуказанные деяния определяется не наступлением тяжких последствий, включающих смерть человека, в результате их совершения, а повторностью совершения указанных деяний, как повлекших, так и не повлекших наступления смерти человека или иных тяжких последствий, поэтому наибольший размер наказания в виде административного штрафа может быть назначен не только лицу, повторно в течение года после привлечение к административной ответственности за аналогичное деяние совершившему деяние, повлекшее наступление смерти человека или иных тяжких последствий, но и лицу, повторно совершившему деяние, не повлекшее указанных последствий.
    Таким образом, в данных ФЗ не учтены положения ст. 2 Конституции РФ, определяющей человека, его права и свободы, как высшую ценность, что требует внесения уточняющих изменений, четко и справедливо разграничивающих административную и уголовную ответственность, соответствующих положениям Конституции РФ.
    Также в данных ФЗ не определены минимальные критерии степени опасности распространения вредной ложной информации, указывающие на необходимость установления административной ответственности за ее распространение.
    Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за деяние, предусмотренное ст. 207.1 и 207.2 УК РФ, а также другие подобные деяния, исключающее произвольное применение различных мер ответственности и наказаний за их совершение.
    При этом требуются введение четких определений понятий заведомо ложной информации и достоверных сведений, а также публичности распространения информации в различных сетях или другим способом и публичности совершения любых противоправных деяний, установление минимальных критериев причинения людям имущественного и иного вреда, создающего прямую угрозу их жизни или здоровью, с четко определенной причинно-следственной связью между распространением заведомо ложной информации и наступившими последствиями, и исключение уголовной и иной ответственности в случаях, когда распространенные сведения становятся достоверными или явно могут стать таковыми в конкретных обстоятельствах или по прошествии определенного времени, либо полная декриминализация ст. 207.1 и 207.2 УК РФ и установление минимальных критериев административной ответственности за подобные деяния либо ее отмена.
    Учитывая наличие административной ответственности физических лиц за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку распространением определенной информации со дня вступления в силу ФЗ от 18.03.2019 N 27-ФЗ до дня вступления в силу ФЗ от 1 апреля 2020г. N 99-ФЗ, в целях реализации конституционного принципа обратной силы закона, определяющего наказуемость правонарушения, заключающегося в наличии обратной силы закона, смягчающего или устраняющего ответственность за правонарушения, и ее отсутствии у закона, устанавливающего или усиливающего ответственность за него, и наличие административной ответственности физических лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в опасных ситуациях, повлекшее причинение любого вреда здоровью или смерти человеку, необходимо введение в УК и КоАП РФ четких правил распределения мер административной и уголовной ответственности за причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 и ч. 10 ст. 13.15 КоАП РФ, и в иных случаях, которые предусмотрены или могут быть предусмотрены КоАП РФ, допускающих привлечение виновных физических лиц к административной ответственности за данные опасные деяния только в случаях отсутствия прямой угрозы причинения совершенным деянием по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, или запрещающих привлечение к административной ответственности за данные деяния во всех случаях, в которых возможно привлечение к уголовной ответственности по ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ, при установлении четких критериев привлечения к уголовной ответственности по ст. 109 и ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ, учитывая отнесение к преступлениям именно общественно опасных деяний, запрещенных нормами УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ), и признание малозначительными только деяний, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ, но не представляющими общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ), специфику деяний, влекущих причинение по неосторожности причинение тяжкого и иного вреда здоровью человека либо смерти человеку, предусмотренных УК РФ, указывающую на наличие в них общественной опасности, а также наличие обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния по нормам УК РФ (ст. 37 – 42 УК РФ), которыми исключается уголовная ответственность за неосторожные деяния, совершенные как при соблюдении, так и при превышении мер необходимой обороны и других подобных мер.
    В нормах Особенной части УК РФ наказания в виде лишения свободы и максимальные их сроки за многие умышленные и неосторожные преступления распределены произвольно и часто не соответствуют степени их общественной опасности, что нарушает принцип справедливости. В частности, наказание в виде лишения свободы отсутствует в соответствующих нормах Особенной части УК о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности любому количеству людей (ч. 1 ст. 118 УК РФ), простых побоях и умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 116.1 и ч. 1 ст. 115 УК РФ), нарушении санитарно-эпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 1 ст. 224 УК РФ), незаконных приобретении или сбыте государственных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, или государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ), похищении у гражданина паспорта или другого важного личного документа (ч. 2 ст. 325), использовании заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) и о значительном числе других деяний.
    Лишение свободы на срок до 2 лет предусмотрено в соответствующих нормах Особенной части УК об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ), причинении смерти по неосторожности одному человеку (ч. 1 ст. 109 УК РФ), умышленных причинениях тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенных в состоянии аффекта либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 113 и ч. 2 ст. 114 УК РФ), квалифицированных побоях или умышленном причинении легкого вреда здоровью, простой краже (ч. 1 ст. 158 УК РФ), простом незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ, не повлекшем тяжких последствий (ч. 1 ст. 220 УК РФ), незаконных сбыте и изготовлении холодного, метательного и газового оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), небрежном хранении огнестрельного оружия, повлекшем смерть двух или более лиц (ч. 2 ст. 224 УК РФ), и о значительном числе других деяний.
    Лишение свободы на сроки, превышающие 2 года, но не превышающие 5 лет предусмотрено в нормах УК об убийстве, совершенном в состоянии аффекта или при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 107 и 108 УК РФ), квалифицированном умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 112 УК РФ), квалифицированном умышленном повреждении или уничтожении чужого имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ), заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ, повлекшем смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 220 УК РФ), простом незаконном обороте многих видов огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 и 223 УК РФ) и о значительном числе других деяний.
    Аналогично в УК РФ распределены и сроки лишения свободы, превышающие 5 лет, поскольку законодателями не учитывается степень общественной опасности конкретных умышленных и неосторожных преступлений, повлекших тяжкие последствия (включая смерть двух или более лиц), и наличие либо отсутствие тяжких последствий или иного вреда, которые могут быть причинены различными умышленными преступлениями.
    Таким образом, наблюдается несистемный подход законодателя к распределению по степени опасности умышленных и неосторожных преступлений, за которые не предусмотрено лишение свободы и преступлений, его предусматривающих.
    Такой подход нарушает принцип справедливости, поскольку за все виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о данном деянии (ч. 1 ст. 118), не предусмотрено лишение свободы как в случае причинения одному человеку вреда здоровью, отнесенного к тяжкому по минимальным критериям, так и в случаях причинения по неосторожности наиболее тяжкого вреда здоровью, приводящего человека в беспомощное состояние, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с частью видов источников повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, но не влекущего ответственности по норме УК РФ, предусматривающей лишение свободы, причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью двум или более лицам, а также в других случаях, свидетельствующих о повышенной общественной опасности данного неосторожного деяния.
    Лишение свободы предусмотрено за виды причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью, подпадающего под действие общей нормы УК РФ о причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью, совершенном вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, и в части специальных норм о причинении по неосторожности как тяжкого, так и средней тяжести или легкого вреда здоровью, а также в части норм об умышленных преступлениях, уголовная ответственность наступает независимо от причинения ими какого-либо вреда.
    Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ минимальных критериев установления лишения свободы за преступления небольшой тяжести и преступления, которые формально отнесены в настоящее время к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлениям или могут быть отнесены к ним после принятия соответствующего федерального закона, соответствующих степени опасности конкретных деяний, в целях соблюдения принципа справедливости.
    При внесении данных изменений к указанным критериям следует отнести причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения правил обращения с источниками повышенной опасности или применения к нему насилия, опасного для его здоровья, или причинение по неосторожности смерти человеку, а также совершение неосторожных деяний, повлекших наступление тяжких последствий, создающих прямую угрозу смерти многих людей или причинения тяжкого вреда их здоровью.
    К критериям уголовной ответственности за умышленные противоправные деяния справедливо следует отнести применение насилия или наступление опасных последствий, близких к тяжким последствиям, или тяжких последствий, а к критериям установления и назначения лишения свободы за совершение умышленных преступлений следует отнести причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.
    Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ.

    Просмотров: 1570 | Добавил: bukhalov | Рейтинг: 0.0/0 | |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МЕДВЕДЕВУ.РУ © 2020