Вторник, 20.11.2018, 23:38
МЕДВЕДЕВУ.РУ
Обращения Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Рубрики
  • Обращения
  • Новости
  • В России и в мире
  • Информация о сайте
  • Форум
  • Группа "ВКонтакте"
  • Связь с администрацией
  • К сведению
  • Письмо не опубликовано?
  • Осторожно: "эксперты"!
  • Опрос
    Самая проблемная сфера в России, по-Вашему:
    Всего ответов: 2625
    Сообщество
    Из форума
    Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля
    Календарь
    Объявления
    Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 5
    Пользователей: 1
    xlsergei
    Карта посещений
    Locations of visitors to this page
     
    Главная » 2013 » Февраль » 26 » Компенсация расходов на оплату стоимости проезда в отпуск работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
    Компенсация расходов на оплату стоимости проезда в отпуск работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
    17:38
    Добрый день! Обращаюсь к Вам со следующим вопросом.
    Общеизвестно, что труд лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с тяжелыми климатическими условиями возмещается предоставлением определенных гарантий и компенсаций, которые предусмотрены как Трудовым кодексом Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами. К одной из таких гарантий относится компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
    В соответствии со статьей 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
    Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, а также гарантии и компенсации работникам при его предоставлении закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
    К числу таковых относится и компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая предоставляется в целях обеспечения указанным работникам отдыха и оздоровления в более благоприятных природно-климатических условиях.
    Данная компенсация предусмотрена статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее – Закон о Северах).
    В соответствии с частью 5 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.
    По смыслу вышеуказанных правовых актов право на компенсацию расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска.
    При этом в соответствии с пунктом 40 "Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (далее – Инструкция), которая применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, вступившему в силу с 1 февраля 2002 г. (статья 423 Трудового кодекса Российской Федерации), женщина, имеющая право на льготы (в том числе на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно), может воспользоваться ими при выезде в связи с отпусками по беременности и родам и по уходу за ребенком. Из этого следует, что время использования возникшего права у женщины не ограничено только ежегодным отпуском.
    Однако, пункт 2 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно…», устанавливая, что «работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно» неправомерно лишает указанного права данную категорию работников.
    Ссылаясь на указанное Постановление Министерство здравоохранения и социального развития РФ, также разъясняет, что женщина, работающая в организации, финансируемой из федерального бюджета, имеющая право на оплату проезда к месту отдыха и обратно за предыдущий период, может им воспользоваться в дальнейшем только при предоставлении очередного оплачиваемого отпуска (письмо от 15 февраля 2010 г. N 217-13). Такого же мнения в своих разъяснениях придерживаются специалисты Государственной инспекции труда.
    В итоге, работодатель (организация, финансируемая из федерального бюджета) отказывает указанной категории работников в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно. Вместе с тем в региональном законодательстве субъектов РФ и в муниципальных правовых актах присутствует соответствующая оговорка, согласно которой женщина может воспользоваться правом оплаты проезда при выезде в связи с отпусками по беременности и родам и по уходу за ребенком.
    Считаю, данное положение дел несправедливым и нарушающим права женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком и работающих у «федерального работодателя», так как Трудовой кодекс РФ и Закон о Северах (акты, обладающие большей юридической силой, чем нормативные правовые акты Правительства РФ) не содержат каких-либо ограничений по использованию указанного права такими работниками.
    Следует отметить, что Трудовым кодексом РФ и Законом о Северах не определен конкретно вид отпуска, во время использования которого работник имеет право один раз в два года на компенсацию расходов к месту использования названного отпуска и обратно. Находящийся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет работник состоит в трудовых отношениях в данной организации, является полноправным членом трудового коллектива и на него распространяется действие трудового законодательства с соответствующими правами и обязанностями. Кроме того, повторюсь, что согласно пункту 40 Инструкции имеющая право на льготы (компенсацию расходов по оплате проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно) женщина может воспользоваться ими при выезде в связи с отпусками по беременности и родам и по уходу за ребенком.
    Однако, в соответствии с Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 12 июня 2008 г. № 455, оплата проезда работника и членов семьи производится только к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска – таким образом, подзаконный нормативный правовой акт ограничил права работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
    Согласно части 5 статьи 325 Трудового кодекса РФ Правительство РФ вправе устанавливать только Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей, а не ограничивать в правах отдельный круг работников.
    Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    Кроме того, хочется отметить, что как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично - правовых обязательств, и отмена либо приостановление федеральным законодателем предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16.12.1997 года № 20-П, от 24.05.2001 года № 8-П, от 19.06.2002 года № 11-П, от 23.04.2004 года № 9-П, Определения от 04.12.2003 года № 415-О, от 15.12.2005 года № 17-О, от 05.07.2005 года № 246-О и др.).
    Считаю, что указанные различия фактически свидетельствуют о наличии дискриминации в сфере труда, что противоречит Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» ратифицированной Российской Федерацией, ст.ст. 17-19 (Права и свободы человека и гражданина) Конституции Российской Федерации, а также положениями ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (запрещение дискриминации в сфере труда).
    Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации РФ от 12 июня 2008 г. № 455:
    - изменяет ранее установленные правила предоставления гражданам льгот и компенсаций (право на «льготный проезд» установлено п. 40 Инструкции);
    - являясь подзаконным нормативным правовым актом, фактически ограничивает права граждан;
    - способствует дискриминации в сфере трудовых правоотношений.
    На основании изложенного, прошу рассмотреть вопрос о возможности внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 455, направленных на восстановление прав работников, находящихся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком.
    Кроме того, на данный момент у работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, очень «интересное» положение, на своей работе отказывают в оплате проезда (хотя вроде бы полноправный работник), на работе мужа также отказывают в оплате проезда такой супруги, поскольку по Закону о северах, можно провести только не работающего супруга (а женщина в отпуске по уходу за ребенком таковым не считается). И как быть?
    Также стоит обратить внимание и на то, что женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, платят ежемесячно 50 рублей (Указ Президента РФ от 30.05.1994 N 1110), данная сумма никак не индексировалась вот уже 18 лет!!!, при таких доходах возможность воспользоваться своими правами на компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и выехать с ребенком на отдых и оздоровление в более благоприятные природно-климатические условия является крайне необходимой.


    Просмотров: 6411 | Добавил: Liss-ka | Рейтинг: 5.0/11 | |



    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    МЕДВЕДЕВУ.РУ © 2018
    Форма входа
    Логин:
    Пароль:
    Поиск
    Архив писем