Одним из значимых прав четвёртого и пятого поколений прав человека является его право на обращение к Богу, которое рассматривается в настоящей работе.
В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [1,с.47-49;8,с.214-217]. К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др. В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав – Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, информация и энергия [1,с.47-49;2,с.199-203;5,с.388-389]. К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии. С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. (Декларация Любви), которая нормативно закрепила вышеперечисленные права [3] (см.Приложение 1). Указанная Декларация относится к одному из источников права – к договору нормативного содержания, носящего всемирный и надгосударственный характер [4,с.61]. В соответствии с частью 5 статьи 6 Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г., каждый человек имеет право на обращение к Богу. Вышеуказанные новые поколения прав человека впервые в истории человечества провозгласили и закрепили нормативно право человека на обращение к Богу. Обращение человека к Богу есть молитва, которая есть беседа или разговор наш с Отцом Небесным [6,с.31]. Согласно Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, молитва - в религии установленный текст, произносимый при обращении к Богу, к святым; моление, обращенное к Богу, к святым [7]. Как указывал протоиерей Александр Мень, молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Богом и потусторонним невидимым миром. Как правило, молитвы бывают хвалебными и благодарственными, просительными и покаянными [6,с.38]. Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье лицо – Бог Дух Святой [6,с.24]. Следовательно, молитва к Богу означает обращение к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Следует обратить внимание, что человек также имеет духовное право обращаться к Святым, в т.ч. к преподобному Трифону Вятскому, и духовным существам (Архангелам, ангелам). При этом это обращение не должно подменять молитву к Богу, ибо она первична. Религиозной и научной литературой зафиксированы факты влияния молитвы и поста на законы природы, приостановления войны, излечения больных. Указанное говорит о том, что через обращение к Богу человек реализует своё право на управление энергией и пространством-временем, которое относится к пятому поколению прав человека. Молитва уплотняет и увеличивает энергетическое поле человека [8,с.105], т.е. усиливает мощь человеческой души. Во время молитвы человек находится в изменённом состоянии сознании (четвёртое состояние мозга – молитвенное), которое благотворно влияет на душевное и физическое здоровье [9], что, в свою очередь, ценно с медицинской точки зрения. Молитва возвращает человека к своей душе и открывает духовное зрение, которое позволяет открывать врата прошлого или будущего. Как говорил протоиерей Иоанн (Миронов), «Истинная любовь – молитва. Без веры не будет любви, и значит, не будет надежды». Обращение к Богу является одним из проводников совершенствования человека. Вышеуказанные новые поколения прав человека провозгласили право человека на совершенствование, а именно, на Божественное, духовное и нравственное совершенствование, основу которых составляет Любовь. Божественное предназначение человечества – развиваться и совершенствоваться. Человек, наделённый Божественными и духовно-нравственными правами, стремится к Божественному и духовно-нравственному совершенствованию, т.е. к полноте своего бытия, следовательно, к Богу. Нравственное совершенствование происходит через исполнение человеком заповедей, изложенных в Библии, а также моральных предписаний, указанных в Коране и других Святых книгах. Духовное совершенство – это мышление человека духовными категориями как Духовного существа. Божественное совершенствование – мыслить как Бог-Творец, мышление категориями Бога. Наглядным примером Божественного мышления являются учения и жизнь основателей традиционных мировых религий Иисуса Христа (Сын Божий, Пророк, Великий моралист), Мухаммада (Пророк, МЕИБ), Будды и других пророков и святых. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) Как отмечают А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян, «Любовь есть и божественное совершенство, и путь к нему» [10,с.84]. Божественное и духовное совершенствование постигается через Любовь, творчество и сотворчество, а также через обращение к Богу. Как указывалось выше, право на творчество и сотворчество относится к четвёртому и пятому поколению прав человека. Безусловно, что Божественное и духовное совершенствование человека не обходится без повышения знаний и мастерства, основанное на управление Божественной энергией (информацией). Примерами могут служить совершение чудес и исцелений. Как отмечает Б.С.Братусь, «…мы, совершенствуясь духовно (а любовь – центр этого совершенства, или по слову Апостола, совокупность совершенств) начнём познавать, видеть себя и мир не «как бы сквозь тусклое стекло» и потому «Гадательно», а «лицеем к лицу» [11,с.37]. Таким образом, из изложенного видно, что молитва фактически открывает для человека неограниченные возможности по реализации его Божественных и духовно-нравственных прав и свобод.
Список литературы
1.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. – Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49. 2. Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. № 3. 2010. с.199-203. 3.Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/editors/i/iwentxew_s_i/deklarazia.shtml 4. Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Науковi пiдсумки/Збiрка наукових праць. – Киев: НАИРА, 2010, с.60-65. 5.Ивентьев С.И. Триединство прав человека: религия, наука и мораль//Церковь в истории и культуре России: сборник материалов Международной научной конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010г. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. с.388-389. 6.Закон Божий. – М.: Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. – 722 с. 7.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова – 27-е изд., испр.-М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. – 736 с. 8.Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот. – СПб.: ИГ «ВЕСЬ», 2005. – 320 с. 9.Сила молитвы//АиФ Здоровье, № 17 от 23 апреля 2008г. 10. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. –М.: Гардарика, 2004. – 472 с. 11.Братусь Б.С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности//Вопросы философии, № 12, 2009. с. 30-42.
Приложение 1
ДЕКЛАРАЦИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Учитывая, что человек трёхсоставен (Душа, Дух и Тело) и является частичкой Бога, человечеству принадлежат нематериальные и материальные блага, в связи с открытием Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, утверждая Любовь как высшую общечеловеческую ценность и Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека, Мы, жители Земли, принимаем настоящую Декларацию.
Статья 1 1. Основу Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека составляет Любовь. 2. Слова Любовь и Бог равнозначны. 3. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека принадлежат ему от момента зачатия и рождения. 4. Божественные права и свободы принадлежат Душе, Духу со дня их сотворения.
Статья 2 1. Перечень Божественных и духовно-нравственных прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека. 2. Перечень Божественных и духовно-нравственных прав и свобод по мере человеческого развития и совершенствования может пополняться.
Статья 3 1. Все равны перед Богом независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 2. Мужчина и женщина имеют равные Божественные и духовно-нравственные права и свободы.
Статья 4 1. Каждый имеет право на Любовь. 2. Каждый имеет право на единство с Богом-Творцом, веру и любовь к Богу. 3. Каждый человек имеет право на дары Бога.
Статья 5 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Каждый имеет право на рождение в Любви. 3. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому бесчеловечному, жестокому или унижающему Божественное и духовно-нравственное достоинство обращению или наказанию.
Статья 6 1. Каждый имеет право на Божественную и духовную информацию и энергию. 2. Каждый человек имеет право на управление Божественной и духовной информацией и энергией. 3. Каждый имеет право на управление пространством и временем. 4. Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять Божественную и духовную информацию. 5. Каждый человек имеет право на обращение к Богу.
Статья 7 1. Каждый имеет право на Божественное творчество (Сотворчество). 2. Каждый имеет право на духовное и морально-этическое творчество.
Статья 8 1. Каждый имеет право выбора и свободу воли. 2. Каждый имеет право на духовную свободу, Божественную и духовно-нравственную неприкосновенность.
Статья 9 1. Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. 2. Каждый человек имеет право на совершенствование себя и окружающего мира.
Статья 10 1. Каждый имеет право на уважение и защиту его Божественной и духовно-нравственной чести и достоинства. 2. Каждый имеет право на неприкосновенность его Божественной и духовной жизни.
Статья 11 Никто не имеет права проникать в Духовное пространство человека и его Пространство Любви против воли человека и находящихся в нём лиц.
Статья 12 1. Каждый имеет право на свободу мысли, слова, совести и вероисповедания. 2. Каждый имеет право на духовное образование и воспитание.
Статья 13 Каждый имеет право на возмещение морального и духовного вреда.
Статья 14 1. Каждый человек, включая Душу и Дух, имеет право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек. 2. Каждый имеет право пользоваться и распоряжаться своей энергией, Божественной энергией как индивидуально, так и совместно с другими лицами.
Статья 15 1. Осуществление человеком своих Божественных и духовно-нравственных прав и свобод не должно противоречить Любви, нарушать и умалять Божественные и духовно-нравственные права и свободы других людей. 2. Никто не имеет право на использование Божественных и духовно-нравственных прав и свобод против Любви, для изменения и нарушения Божественных и духовно-нравственных законов, уничтожения духовных и материальных миров, причинения вреда человеку, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны, а также в корыстных целях определенных групп.
Статья 16 Каждый человек несёт ответственность за свои действия, в чём бы они не выражались, и связанные с ними события на Земле и Вселенной.
Статья 17 Настоящая Декларация принята людьми, которые согласны с нею полностью и поддерживают её, а также не выразили своих каких-либо возражений. Настоящая Декларация открыта каждому для её принятия.
Совершено в России, город Казань 23 ноября 2010 года